Психология детского рисунка


Рисунок - это прекрасный по вод для общения родителей и ребенка, возможность непринужденной беседы в том случае, когда малышу сложно самому поде литься своими переживаниями. Чаще всего детское художество становится сигналом о психическом или физиологическом неблагополучии ребенка и поводом обращения к специалисту. Конечно, на основании одного рисунка нельзя делать выводы, но некоторые моменты, которые вы можете заметить в работах малыша, не стоит игнорировать:

Изменения в тематике и настроении рисунков. Если вы заметили, что тематика рисунков, цветовая гамма или общее впечатление, которое они производят, резко изменились, не стесняйтесь показать работы до и после» детскому психологу. Рисунок отражает эмоциональное состояние, и если вам что-то стало непонятно - это повод разобраться.

Стереотипные рисунки. Многократное повторение одного и того же сюжета в рисунках, использование одинаковых цветов, расположения на листе может показывать «зацикленность» ребенка на определенной ситуации. Так психика пытается проработать сложные и важные моменты, и возможно, малышу необходима помощь взрослого. Полный отказ от рисования. Бывает, что ребенок не хочет рисовать, потому что ему с трудом дается эта деятельность. Выясните причины (недоразвитая мелкая моторика, астения, боязнь совершить ошибку и др.) и решайте скрытую проблему со специалистом.

Слишком слабый/сильный нажим на карандаш, неточность линий (особенно после 5 лет), причиной могут служить нарушения сенсо-моторного тонуса, остроты зрения и нарушения двигательных функций. Стоит проконсультироваться с педиатром и неврологом. Разные части туловища на картинке. Серьезный повод обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку невозможность ребенка нарисовать образ цельного человека часто говорит о психических нарушениях.

Изображение травм у людей. Ребенок часто выделяет в рисунке те части тела или области, которые доставляют ему беспокойство. Расспросите малыша о его ощущениях.

Сильный акцент на выражении агрессии. Когти, колючки, зубы, оружие и т.д. могут указывать на сильный страх, скрытую (или явную) ярость у ребенка, пережитый страх или «переполняющие» эмоции от какой-то ситуации. Поговорите с ребенком, обратитесь к психологу, чтобы понять, что тревожит малыша.

Родители раньше всех специалистов могут обнаружить первые признаки возникающих проблем у ребенка и вовремя принять меры, чтобы провести профилактику и скорректировать детское развитие. И рисунки прекрасные помощники в выявлении симптомов нарушений и просто особенностей личности каждого ребенка.

Интерпретация

Первое, что бросается в глаза, рисунок выполнен ясно, четко, аккуратно раскрашен.

Работа выполнена с умеренным, равномерным сильным нажимом, указывающим на педантичность мальчика, стремление к стабильности. Уменьшенный размер (елочка и шкаф занимают меньше половины листа, а флажки лишь декорируют оставшееся место) указывает на заторможенность, зажатость мышечного тонуса и, возможно, заниженную самооценку (но ребенок еще слишком мал, чтобы с уверенностью связывать размер рисунка с самооценкой).

Рисунок сделан достаточно стандартно, без оригинальных деталей. Цветовая гамма, выбранная маленьким художником, тоже максимально приближена к реальности. Это может быть признаком конформности (зависимости от большинства), неуверенности, тревожности. Аккуратность, с которой выполнен рисунок, указывает на значимость оценки для мальчика. Множество одинаковых флажков на веревочке, игрушек на каждой веточке у елочки - также признак ригидности, которая может быть обусловлена тревожностью, трудностью принятия решений. На рисунке мальчика изображен период празднования Нового года: наряженная елка, украшенная флажками комната. Но внимание привлекает стоящий рядом с елочкой шкаф, который занимает такое же центральное положение. Поэтому можно предположить, что для ребенка этот предмет мебели имеет большую значимость. Со слов мамы, в это время семья переехала, и все вещи лежали по коробкам. Вероятно, эта ситуация доставляла ребенку некоторый дискомфорт.

Вывод

Многие признаки данного рисунка указывают на некоторую ригидность мальчика, т.е. сложность в адаптации к новым условиям, на склонность к стабильности, привычным рутинным действиям, упрямство в достижении целей. Скорее всего, ребенок обладает любовью к порядку («всему свое место», «все по правилам»), ориентируется на общепринятые нормы, мнение большинства. В целом рисунок создает впечатление достаточно добродушного эмоционального состояния мальчика, хорошего настроения, однако маленький размер изображений и наличие большой площади пустого пространства может указывать на неуверенность в себе, зажатость малыша. Кроме того, рисунок отражает развитость ребенка, хорошо сформированные графо-моторные навыки и прекрасное владение карандашом.




Корзина  

(пустая)


 

СэкономьПриведи друга - получи подарок